АЛИСА
Рок-группа (Ленинград, Санкт-Петербург). На протяжение своей почти пятнадцатилетней карьеры на рок-сцене шумной, яркой, а порой и весьма противоречивой, АЛИСА неизменно поляризует общественное мнение, вызывая, с одной стороны, пламенное восхищение, а с другой столь же эмоциональное неприятие. Вместе с тем даже ее противники не в силах отрицать того, что АЛИСА остается одним из наиболее удивительных художественных феноменов, рожденных отечественной рок-культурой, а ее лидер Костя Кинчев (настоящее имя Константин Панфилов; p. 27 декабря 1958, Москва) принадлежит к числу наиболее самобытных поэтов российского рока.
Как идея, АЛИСА появилась на свет в марте 1983, когда Святослав Задерий (p. 30 июня 1960, Ленинград), в прошлом бас-гитарист хард-роковых групп ЛЕТАЮЩАЯ КРЕПОСТЬ и ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР, собрал вместе молодых музыкантов, разделявших его интерес к новой волне, реггей, глэм-року и рок-н-роллу.
Основу новой группы, поначалу назвавшейся ДАФНА (это название предложил благоволивший к ним Николай Михайлов, в ту пору президент Ленинградского рок-клуба), а позднее МАГИЯ (под которым она была принята в рок-клуб и дала первые концерты), составили музыканты ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА, откуда помимо самого Задерия пришел Михаил Нефедов (p. 10 января 1961, Ленинград; барабаны), и ДЕМОКРИТОВА КОЛОДЦА, где годом раньше впервые встретились Андрей Шаталин (p. 6 апреля 1960, Красноярск; гитара) и Павел Кондратенко (клавишные).
На протяжении следующего года группа безуспешно пыталась пробиться на сцену 1-го Ленинградского рок-фестиваля, сменила репертуар, название и двух вокалистов (одним из них был Олег Эльтиков, позднее работал в БУРАТИНО-БЭНД, а другим не прижившийся поначалу Петр Самойлов (p. 20 ноября 1958, Ленинград), который промелькнул в МАГИИ/АЛИСЕ по пути из СОЮЗА ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК в ПАТРИАРХАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ), а весной 1984 представила на суд зрителей 2-го фестиваля рок-клуба концептуальную программу Кривозеркалье, в которой фантасмагорические образы и сюжеты, навеянные книгой Кэрролла (откуда, собственно, и появилось название АЛИСА), переплетались с утрированно гротескным изображением повседневной жизни.
АЛИСУ заметили, однако настоящий успех пришел к группе лишь весной 1985, когда очередного вокалиста Бориса Борисова сменил у микрофона Костя Кинчев, переехавший в Питер, где он нашел более благодатную почву для воплощения своего замысла. До АЛИСЫ он имел опыт работы преимущественно в группах второго эшелона, игравших на танцплощадках Подмосковья. Случайная встреча со Славой Задерием решила судьбу обоих и Костя отправился в северную столицу, где с помощью Славы и музыкантов СЕКРЕТА в феврале 1985 записал свой соло-альбом Нервная ночь, который увидел свет под вывеской ДОКТОР КИНЧЕВ И ГРУППА СТИЛЬ. Так Костя Панфилов приобрел имя, под которым ему и было суждено прославиться.
Выступление АЛИСЫ на 4-м Ленинградском рок-фестивале стало сенсацией во многом благодаря актерскому дарованию Кинчева, которое раскрылось после встречи с подходящими партнерами, своеобразному мелодическому чутью, его ярким и образным текстам. Одаренный поэт, Кинчев изобразил в своих песнях галерею монстров, порожденных фобиями урбанистической цивилизации, создал своеобразный поэтический мир, независимый как от символистских традиций Питера, так и от ерничества нововолновых москвичей, обнаружил явное чувство юмора, а еще позже написал песни Мое поколение и Мы вместе, которые на много лет стали символом единения, которое предлагал молодым рок-н-ролл, и сделали самого Кинчева абсолютным кумиром подростков.
Летом 1985 АЛИСА снялась в двухсерийном телефильме Переступить черту (сценарий А. Житинского по детективной повести С. Родионова), а осенью того же года, во время записи своего дебютного альбома Энергия на студии Андрея Тропилло, распалась на несколько самостоятельных фракций: Кинчев, вернувшийся в июне, чтобы заменить уехавшего по распределению Шаталина, Самойлов и Нефедов пытались организовать группу РАДОСТЬ; Кондратенко и джазовая певица-гитаристка Людмила Терри Колот создали проект АВРОРА, а Задерий спешно искал новых музыкантов. В самом начале 1986 он собрал новую версию группы в составе Кондратенко, Нефедова, вернувшегося в Питер Шаталина и Колот, однако через два месяца, так и не дав ни одного выступления, она развалилась (последние двое отделились, создав свою группу ЧТО ДЕЛАТЬ).
Лишь в апреле 1986, в предвкушении надвигающегося 5-го фестиваля, два лидера АЛИСЫ нашли в себе силы объединиться и вновь удостоились звания лауреатов, выступив с великолепной программой По ту сторону добра (к сожалению, ее в то время не удалось записать на пленку, хотя все песни позднее вошли в те или иные альбомы). В состав АЛИСЫ во время фестиваля входили Кинчев, Задерий, Самойлов, Кондратенко, Нефедов, а также гитарист Сергей Васильев (p. 2 июля 1961, Ленинград) и трубач-флейтист Олег Васильев (однофамилец предыдущего). Помимо них в фестивальном концерте принимал участие Алексей Рахов из АВИА. В тот же период группа приняла участие в съемках художественной ленты Валерия Огородникова Взломщик, в котором Кинчев (лишь с относительным успехом) сыграл главную роль, и документального фильма Рашида Нугманова Йях-ха.
В концертах лета 1986 были задействованы гитарист ДЖУНГЛЕЙ Андрей Отряскин и саксофонист Сергей Ячменев, но состав стабилизировался лишь в сентябре, когда в АЛИСЕ вновь появился Андрей Шаталин. Осенью группа с успехом выступила на совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории в ДК МЭИ (Москва). В конце года Слава Задерий объявил о создании новой группы НАТЕ!. На протяжении 1987 АЛИСА интенсивно гастролировала по всей стране, в июне 1987 выпустила альбом Блок ада, который знаменовал возвращение группы к бестрепетному и несколько прямолинейному рок-н-роллу, однако завербовал для нее новые тясячи поклонников. Олега Васильева летом 1987 сменил бывший саксофонист ОБЪЕКТА НАСМЕШЕК Александр Журавлев.
Успех киноролей Кинчева, широкое распространение записей группы и снятие многих идеологических барьеров, которые сделали возможными гастрольную практику и концерты на стадионах для групп, еще год назад находившихся в глубоком подполье, способствовали быстрому росту популярности АЛИСЫ, что на определенном этапе вызвало к жизни феномен алисомании. Выступления группы начали превращаться в пугающий непосвященных ритуал поклонения любимым артистам, сопровождаться различными эксцессами, причиной которых нередко оказывалась лишь слабая организация концертов. В 1987 возникло так называемое дело Кинчева. Началось оно 17 ноября во Дворце спорта Юбилейный, когда ретивые милиционеры не пропускали жену Кинчева на концерт АЛИСЫ. Позвали Кинчева. Он подошел за ограждение к жене (в это время она была на седьмом месяце беременности), а назад ни его ни ее уже не пустили. Очередная попытка объясниться закончилась как со стороны милиции, так и со стороны музыканта рукоприкладством, и он был брошен в воронок. После вмешательства администратора Кинчева освободили; после чего концерт группы все-таки состоялся. Но на этом инцидент не закончился: были статьи в газетах (в Смене высказывались обвинения в адрес Кинчева в пропаганде неонацизма), письма деятелей культуры и пр. Группа на полгода была лишена концертной деятельности. По совету адвоката Кинчев и его жена (в январе благополучно родила) подают иск в прокуратуру по поводу событий на служебном входе, а группа в суд на газету Смена. Дело закончилось только спустя несколько месяцев: Костю взяли на поруки, а газета Смена в одной из своих статей публично извинилась перед Кинчевым.
В первой половине 90-х годов АЛИСА интенсивно гастролировала по стране, играла на всевозможных фестивалях, записала двойной концертный альбом Шабаш (1991), включавший как старые хиты, так и новый материал и великолепно отражающий волнующую атмосферу выступлений группы. Затянувшаяся пауза в появлении новых студийных работ закончилась в 1992, когда АЛИСА подписала контракт с Moroz Records, выпустившей ее альбом Для тех, кто свалился с Луны (1993) и все последующие. В этот период сама АЛИСА поддерживала (в том числе и материально) издание музыкального альманаха Иванов и журнала Шабаш, издателем которых был тульский журналист Сергей Степанов.
В начале 1996 группа АЛИСА приятно удивила, выпустив мелодически свежий, полуакустический альбом Джаз, на котором были собраны песни, прежде звучавшие лишь на сольных концертах Кинчева. Значительную роль в записи альбома сыграл экс-музыкант БРИГАДЫ С Рушан Аюпов (баян, клавишные, вокал). Помимо него в работе над Джазом участвовали Сергей Рыженко (скрипка), Сергей Воронов из КРОССРОУДЗ (губная гармоника) и духовая секция той же БРИГАДЫ С. На FM-радио моментально зазвучали песни Перекресток, Дождь, Театр, Ночные окна.
В 1996 и 1997 АЛИСА принимала участие в питерских рок-фестивалях, которые проводил Театр ДДТ, а осенью 1997, после выхода альбома Дурень, начала репетиции новой программы.
Андрей Бурлака
Дискография:
Доктор Кинчев и группа Стиль. Нервная ночь (1985)
Red Wave (Big Time, LP, 1986)
Для тех, кто свалился с Луны (Moroz Records, CD, 1993)
Энергия (АнТроп, 1986; Moroz Records, CD, 1993)
Блок ада (1987; Moroz Records, CD, 1993)
Шестой лесничий (1989; Мелодия/Moroz Records, CD, 1994)
Ст. 206 ч. 2 (1989; APEX Ltd., CD, 1994)
Шабаш (2 LP, 1991; A-RAM, CD, 1994)
Черная метка (Moroz Records, CD, 1995)
На Шаболовке (Moroz Records, CD, 1995)
Jazz (Бекар Рекордс, CD, 1995)
Акустика Пермь 1988 (APEX Ltd., CD, 1995)
Легенды русского рока. Алиса. (Moroz Records, CD, 1996)
Джаз (Moroz Records, CD, 1996)
Акустика. Часть 1 (Moroz Records, CD, 1996)
Акустика. Часть 2. Ленинград 1985 (APEX Ltd., CD, 1997)
Дурень (Moroz Records, CD, 1997)